Сайт воспитателя МБДОУ № 85 г.Ангарск

Консультация для воспитателей "Детское экспериментирование как метод обучения"

 Прежде чем давать знания, надо

 научить думать, воспринимать, наблюдать.

 В. Сухомлинский

 Экспериментирование  может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях . Ставят опыты , учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Взрослым следует создать условия для  экспериментирования . В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность , активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на  развитии речи , умении выстраивать сложные предложения. Делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, четкость выполнения определённых операций, аккуратность в работе.

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и  экспериментирование  с объектами и явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их. Классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Ценность реального эксперимента, в отличии от мыслительного заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.

 Экспериментирование  стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка.

 Развитие  способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и с необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельностью.

В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в д/с позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерения, с правилами ТБ при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально-организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п.

Элементарное  экспериментирование  доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину, тесто , бумагу, гипс, дерево, ткань, краски, познавая их полезные и вредные свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри. Дети учатся активно применять полученные знания в играх. Игры с песком и водой не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию,  речь .

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт? И т.п.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита. Узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки». Они с интересом открывают законы движения, инерции и пространства.

Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, какие грибки всегда голодные, как распускаются цветы…

Опыты позволяют многое узнать и о человеке: «Проверим слух», «Гибкая косточка», «Цвет кожи», «Почему храпит человек?» и др.

Приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

Итак, в процессе  детского экспериментирования  дети учатся:

· видеть и выделять проблему;

· принимать и ставить цель;

· решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

· высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

· фиксировать этапы действия и результаты графически.

Поощряя  детскую  любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем  развитию детских  способностей в процессе  экспериментирования .

16 февраля 2015 в 14:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.